Медиация как способ урегулирования споров пользуется большой популярностью в разных странах мира, а в последнее время стал все активнее использоваться и в нашей стране. Медиация применима как при нейтрализации семейных конфликтов, так и при разрешении разногласий в бизнесе. Неудивительно, что теперь пришло время, когда о медиации стали говорить и применительно к теме госзакупок.
Статистика исполнения судебных актов в нашей стране носит удручающий характер: значительная часть вынесенных вердиктов либо не исполняется полностью, либо в той или иной степени саботируется сторонами. В чем же причина такого отношения граждан и бизнеса к судам? Ответ на этот вопрос прост: люди не готовы исполнять решение суда, потому что оно им не выгодно и не соответствует их интересам. Если я считаю, что принятое судом решение несправедливо и не учитывает моей жизненной ситуации – буду ли я его исполнять? Если у меня нет строгого правового императива, то конечно, нет.
Решение должно учитывать мои интересы?!
Внутренние интересы у всех разные: кому-то важно сберечь деньги и избежать банкротства, кому-то – защитить репутацию и не потерять клиентов, кому-то – не остаться без государственной поддержки. Мотиваторов может быть очень много и именно они определяют юридические решения, которыми стороны и оперируют в споре. Если прояснить реальные интересы-ценности, то становится понятным действительное положение дел.
Например, желание сохранить бизнес может быть реализовано как в форме простой человеческой просьбы сократить сумму долга, так и в формальном запросе о реструктуризации задолженности, или же в виде оспаривания изначального договора.
Стремление сохранить репутацию можно выразить через рассказ о собственных достижениях, через обесценивание успеха конкурентов, а также через положительные отзывы клиентов.
Сохранить финансовую помощь от государства можно посредством того, чтобы очернить других игроков рынка (даже спровоцировать их уголовное преследование!), а можно – найти формы взаимодействия и сотрудничества, которые позволят вместе противостоять безликой государственной машине.
Так или иначе, существует множество способов достичь того, что мы на самом деле желаем. Проблема в том, что в пелене конфликта нам сложно разобрать, чего на самом деле хочет другой человек, а порой – и чего мы хотим сами. Очень часто бизнес перенасыщен планами, графиками, отчетностью, задачами, показателями, нормами и т.д. – но как редко мы задумываемся о том, ради чего все это… В ситуации конфликта люди не склонны говорить полно, точно и структурно – вместо этого они используют ассоциативное мышление и язык ненависти.
Как решить проблемы?
Человек, который призван рассеять морок суеты, стремительно перерастающей в конфликты – медиатор.
Задача медиатора — помочь людям и компаниям разобраться в том, что для них на самом деле важно, отделить существенное от малозначительного, снизить влияние эмоций на решения, «развести» факты и оценки, и т.д. Медиатор – это человек, вмешательство которого в коммуникацию должно делать ее ясной, прозрачной – подобно тому, как оседает муть на дне стакана после некоторого периода покоя. В результате обнажаются подлинные цели, настоящие интересы, реальные мотивы. Это возможно в присутствии человека, обладающего соответствующими навыками.
Нельзя вытащить себя из болота конфликта подобно Мюнхгаузену, вцепившемуся в собственные волосы.
В результате включения медиатора может оказаться, что изначально агрессивное поведение одного человека носило, по сути, характер защиты своих интересов, но именно эти действия «зацепили» другую сторону. Оказывается, что защитить интересы можно и другим способом, который не ущемляет другого участника – например, повысить популярность своего бренда за счет выявления и демонстрации собственных конкурентных преимуществ, а не путем обесценивания и высмеивания политики других субъектов рынка.
Важно помнить, что медиатор не предлагает никаких решений, не выносит суждений о правоте или виновности кого-либо, не дает правовых заключений и не выписывает рецептов. Медиатор «не лечит, не судит, не учит» © – он обеспечивает качество коммуникации сторон, позволяя им прорваться через эмоции и противоречия.
Достигнутое сторонами решение исполняется добровольно в силу его взаимовыгодности, потому что за счет тщательного анализа ситуации и понимания интересов сторон становится ясно, что все другие сценарии неоптимальны. Именно в добровольности исполнения ключевое отличие медиации от суда: ведь решение последнего обеспечивается не желанием сторон, а принуждением или его угрозой.
Преимущества медиации
Гарантирует ли медиация всеобщие мир, любовь и гармонию после проведения такой процедуры? Конечно, нет, но, выбирая этот путь вместо традиционного судебного разбирательства, стороны получают возможность:
- сохранить контроль над решением, поскольку медиация не предполагает третьего лица, которое будет указывать сторонам, что они должны делать (функция медиатора состоит в оптимизации коммуникации, а не в предложении решения);
- говорить не формально-юридическим языком, следуя жесткой процессуальной структуре, а разобраться в проблемной ситуации с помощью гибкой переговорной методики, управляемой опытным специалистом
- отвлечься от жестких, однозначных позиций, которые загоняют ситуацию в тупик, и попробовать посмотреть на нее через призму всей совокупности своих реальных интересов.
Добровольный характер медиации позволит предотвратить злоупотребления со стороны медиатора (в любой момент из процедуры можно выйти), а ее конфиденциальность гарантирует, что информация о споре не попадет в открытые базы данных. Ориентация на взаимовыгодность решения позволит сохранить отношения. Кроме того, как правило, медиация позволяет урегулировать конфликт быстрее и дешевле, чем это происходит в судебном процессе.
Еще в 2014 Агентство стратегических инициатив указало медиатора как одну из самых перспективных профессий (https://files.asi.ru/iblock/ce8/ce82467fa9a2b9d99d1314475b297c3e/Atlas.pdf), и происходящие на рынке труда изменения (автоматизация, исчезновение традиционных профессий) только подтверждают этот вывод.
Медиация – это способ урегулирования споров и конфликтов, которому принадлежит будущее, а сама профессия медиатора – одна из немногих, которая не только не исчезнет в скором времени, но, по всей видимости, будет расти и развиваться – сообразно потребностям нового, информационного общества.
Автор: Сергей Хаванский
Мы предлагаем обучение медиации:
Медиация как переговорная технология: Курс повышения квалификации