Как ни крути – споры между людьми, увы, неизбежны. Конечно, они разрешаются мирным путем, если стороны умеют договориться и сгладить острые углы. А если спор перерастает в конфликт?.. Да еще в затяжной, задевающий интересы других людей. Тогда без медиации не обойтись.
Данный способ урегулирования споров сейчас пользуется все большей популярностью. Задача медиации – повысить эффективность поведения сторон в любой ситуации, для которой характерны высокий эмоциональный накал, сложность проблемы и риски причинения ущерба.
Не несите «рабочее настроение» домой
С конфликтной ситуацией сталкивается каждый и возникнуть она может где угодно. В первую очередь, в семье. Кстати, медиация при разрешении семейных споров у нас в стране – это самая распространенная услуга в части использования при разрешении домашних конфликтов. Но границы применения медиации, конечно, гораздо шире. Мы поговорим о корпоративной медиации.
Конфликты, возникающие в процессе трудовых отношений, к сожалению, сказываются на работе, на эмоциональном состоянии сотрудников, которые «несут» свое настроение домой, в свои семьи, поэтому очень важно правильно реагировать на эти ситуации.
«Сейчас нет денег, позже»
Вот довольно типичные случаи. Например, в области определения оплаты за труд. Самая распространенная – выплата премий и вознаграждений за переработку. Работодатель не выплачивает обещанную премию сотруднику, ссылаясь на возникшие трудности – «сейчас нет денег, позже». Это позже может и не наступить. Отношения перерастают в конфликтные, но об увольнении речь не ведет ни работник, ни работодатель… Или в компании возник конфликт между двумя работниками, связанными совместной деятельностью. Со временем в спор оказались втянутыми и другие члены коллектива. Затем все это переросло в межгрупповую конфронтацию, и волна негатива захлестнула весь офис. Бывает и так, что бизнес-партнеры ссорятся: между ними разгорается «война», вплоть до тяжелых последствий. А выясняется, что спор у них возник ни на финансовой почве, ни на корпоративной, а в результате личных проблем.
Или другая ситуация: возникший конфликт между двумя руководителями компаний, которые арендуют помещения в одном офисном здании. Инцидент может дорасти до того, что они уже оба готовы съехать из этого здания. Приходится вмешиваться администрации, так как разногласия переходят в ту стадию, когда уже и владелец пострадает от этого конфликта, который превратился в некую серьезную проблему.
Корпоративная медиация – для кого она?
Как показывает практика, так называемые корпоративные споры могут зайти очень далеко, вплоть до судебных разбирательств. И здесь надо учитывать одно важное обстоятельство, когда люди не хотят выносить «сор из избы» и доводить дело до огласки. Соответственно, они исключают для себя возможность обращения в суд – конфиденциальность для них превыше всего. В этом случае преимущества технологии медиации просто неоспоримы.
Медиатор может глубоко погрузиться в ситуацию конфликта, но при этом быть абсолютно нейтральным, беспристрастным в данном вопросе, что является большим профессионализмом. Вот и в случае с руководителями, арендующими помещения в одном офисе, суд не решит их спор, и никакие взаимные претензии не снимут назревшую проблему, а профессиональный медиатор сможет разрешить ситуацию так, что обе стороны окажутся победителями и останутся довольны.
Очень важный момент в медиации – это трудовые споры в коллективах вне зависимости от формы собственности: будь то малое предприятие, крупное или даже госкорпорация. Применение медиации в этой сфере также является необходимым.
Корпоративная медиация – это комплекс разнообразных споров. Отдельными видами этого направления в медиации являются:
- Партнерская (акционерная) медиация – урегулирование конфликтов между собственниками бизнеса;
- Executive-медиация – содействие налаживанию взаимодействия между владельцами компании и ее топ-менеджментом;
- Трудовая медиация – разрешение споров при (не)повышении в должности, (не)премировании, увольнении, наложении дисциплинарных взысканий и т.д. ;
- Кросс-функциональная медиация – разногласия при распределении должностных обязанностей, определении ролей в реализации проектов, при противостоянии целых подразделений.
Можно ли научиться урегулированию подобных разногласий? И вообще – кому нужны знания по медиации? Как показывает практика, свой образовательный уровень в этой области могут повысить специалисты из таких сфер как психология, юриспруденция, социология. Помогут знания по медиации и тем, кто независимо от специальности стремится заниматься саморазвитием и освоить профессию медиатора как для профессиональной помощи другим, так и для улучшения качества коммуникации (в т.ч. собственной) в целом.
Научитесь справляться с манипуляциями
По прогнозам специалистов, медиация с каждым годом будет все больше востребованной. Значит нужно предвосхитить время и обучаться этой альтернативной процедуре урегулирования споров уже сейчас. Где же можно получить знания по медиации? В одном из авторитетных учебных заведений – АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений». Ее специалисты разработали специальную программу «Медиация как переговорная технология», предназначенную для специалистов любого профиля и уровня квалификации, сталкивающихся в работе с агрессией, давлением и манипуляциями.
Мы предлагаем обучение медиации:
Медиация как переговорная технология: Курс повышения квалификации